Для основных средств первичный документ, которым оформляется списание основных средств, - это Акт на списание основных средств (форма №ОЗ-3), типовая форма которого утверждена приказом Минстата Украины от 29.12.95 г. №352. Акт составляется в двух экземплярах комиссией, назначенной руководителем предприятия, стройки, организации, утверждается руководителем предприятия (организации) или лицом, на то уполномоченным. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за хранение основных средств, и является основанием для сдачи на склад запчастей, оставшихся в результате их списания, а также материалов, металлолома и т. п. Расходы от списания, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от износа и разборки зданий, сооружений, демонтажа оборудования и т. п., отражаются в акте в разделе "Расчет результатов списания объектов". В этом документе фазы списание-ликвидация совмещены. Однако, обращаю Ваше внимание, что данные операции (списание - признание объекта ОС непригодным для использования и ликвидация - разборка, уничтожение) могут быть серьезно разнесены во времени. Поэтому иногда целесообразно сначала оформить списание объекта, а потом, отдельным документом, зафиксировать оприходование на баланс материалов, запасных частей и т.д. 


Согласно Закону Украины "Про бухгалтерский учет и финансовую отчетность в Украине" статья 8 дает нам право самостоятельно выбирать форму ведения бухгалтерского учета и правила документооборота. Поэтому, если нам не нравится типовая форма, о которой речь шла выше, то можно использовать и собственные формы документов. Если мы решили составить документы по собственной, удобной нам форме, необходимо обратить внимание на следующие моменты, которые должны быть отражены в документах (см. статью 9 Закона):

  • Название каждого документа
  • Дата каждого документа
  • Место составления
  • Название предприятия, от имени которого составлен каждый документ
  • Должности лиц, ответственных за осуществление операции ликвидации (списания) и правильность ее оформления
  • Список членов комиссии, сделавших заключение о состоянии объекта и необходимости его ликвидации
  • Личная подпись (подписи) лиц, или иные данные, которые дают возможность идентифицировать личность, которая брала участие в ее оформлении
  • Причина ликвидации объекта основных средств (по инициативе предприятия или по причинам, от него не зависящим)
  • Описание состояния объекта, причины, по которым он не может дальше использоваться или не может быть восстановлен
  • Перечень лиц (если таковые установлены), которые виновны в том, что объект не может дальше эксплуатироваться
  • Сведения о стихийном бедствии или правонарушении (если они имели место)

Обратите внимание, что в перечне речь идет не об одном документе, а о комплекте документации, которая является основанием для ликвидации объекта основных средств.

Бухгалтерские проводки при ликвидации основных средств

В самом простом случае (если ликвидационная стоимость объекта основных средств изначально была принята равной нулю, то есть мы решили амортизировать всю первоначальную стоимость ОС), проводки будут выглядеть следующим образом.


№ пп Д К Содержание операции 1 13 10 (11,12) Списываем начисленный износ, уменьшая при этом сумму первоначальной стоимости. Если износ составил  100%, то следующую проводку, естественно, делать нет необходимости. 2 976 10 (11,12) Списываем расходы на оставшуюся сумму (если амортизация начислена не полностью)

Пример:

Ликвидируем станок, ставший непригодным к эксплуатации в следствие пожара, первоначальной стоимостью 500 000 гривен, на который на момент ликвидации была начислена амортизация в сумме 450 000 гривен. Для демонтажа станка была привлечена подрядная организация, являющаяся плательщиком НДС, которая демонтировала станок за 12 000 гривен, в том числе 2 000 гривен НДС. Налоговая накладная получена. В процессе демонтажа из станка были извлечены пригодные к использованию запасные части оценочной стоимостью 70 000 гривен, которые были переданы на хранение на склад запасных частей.


Дт Кт Сумма Содержание операции 131 104 450 000 Списан начисленный износ 976 104 50 000 Отражены убытки, возникшие в следствие ликвидации объекта ОС 793 976 50 000 Убытки, понесенные от ликвидации объекта ОС отнесены в уменьшение прибыли текущего периода

В итоге: 

  • счет 131 по объекту учета "станок" - закрылся
  • счет 104 по объекту учета "станок" - закрылся
  • счет 976 закрыт, но по нему отражена сумма расходов (как оборот по счету) на ликвидацию основных средств
  • на счете 793 учтены понесенные предприятием потери

А как же затраты на демонтаж? Про них - ниже.


В результате ликвидации необоротных активов, могут образовываться другие активы в виде материалов, запасных частей и т.д. Они должны быть оприходованы на баланс предприятия с соответствующими последствиями по налоговому учету. Также, предприятие может привлекать подрядные организации для ликвидации необоротных активов. В этом случае у нас возникают дополнительные проводки.


Бухгалтерские проводки при оприходовании материалов и запасных частей, которые возникают в результате ликвидации основных средств:

№ пп Д К Содержание операции 1 20 719 Оприходованы материалы, полученные при ликвидации необоротных активов 2 976 631 Оказаны услуги подрядной организацией по ликвидации (разборке, демонтажу) объекта (не забываем выделить НДС, если подрядчик является его плательщиком, см. пример ниже)
Все затраты, понесенные в связи с ликвидацией основных средств относятся по счету 976. 


Продолжение примера.   

Дт Кт Сумма Содержание операции 976 631 10 000 Понесены расходы на ликвидацию объекта ОС 641/НДС 631 2 000 Полученный налоговый кредит отражен в уменьшение обязательств по уплате НДС 207 719 70 000 Запасные части, демонтированные со станка переданы на склад. (Проводка делается по каждой номенклатурной единице отдельно)


Налоговый учет при ликвидации основных средств

Обратите внимание, что для целей налогообложения, законодатель четко различает ситуацию, когда основные средства ликвидируются по решению плательщика налога и когда эта ликвидация является вынужденной, то есть следствием пожара, стихийного бедствия, хищения и т.д. Поэтому причина ликвидации обязательно должна быть указана в соответствующих документах.


Последствия, возникающие при ликвидации основных средств в налоговом учете по НДС (налогу на добавленную стоимость):


189.9. У разі, якщо основні виробничі або невиробничі засоби ліквідуються за самостійним рішенням платника податку, така ліквідація для цілей оподаткування розглядається як постачання таких основних виробничих або невиробничих засобів за звичайними цінами, але не нижче балансової вартості на момент ліквідації.
Норма цього пункту не поширюється на випадки, коли основні виробничі або невиробничі засоби ліквідуються у зв'язку з їх знищенням або зруйнуванням внаслідок дії обставин непереборної сили, в інших випадках, коли така ліквідація здійснюється без згоди платника податку, у тому числі в разі викрадення основних виробничих або невиробничих засобів, що підтверджується відповідно до законодавства або коли платник податку подає контролюючому органу відповідний документ про знищення, розібрання або перетворення основних виробничих або невиробничих засобів у інший спосіб, внаслідок чого вони не можуть використовуватися за первісним призначенням.
189.10. У разі якщо внаслідок ліквідації необоротних активів отримуються комплектувальні вироби, складові частини, компоненти або інші відходи, які оприбутковуються на матеріальних рахунках з метою їх використання в господарській діяльності платника, на такі операції не нараховуються податкові зобов'язання.

189.9. В случае, если основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются по самостоятельному решению плательщика налога, такая ликвидация для целей налогообложения рассматривается как поставка таких основных производственных или непроизводственных средств по обычным ценам, но не ниже балансовой стоимости на момент ликвидации.
Норма этого пункта не распространяется на случаи, когда основные производственные или непроизводственные средства ликвидируются в связи с их уничтожением или разрушением вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, в других случаях, когда такая ликвидация осуществляется без согласия плательщика налога, в том числе в случае хищения основных производственных или непроизводственных средств, что подтверждается в соответствии с законодательством или когда плательщик налога подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств другим способом, в результате чего они не могут использоваться по первоначальному назначению.
189.10. В случае если в результате ликвидации необоротных активов получаются комплектующие изделия, составные части, компоненты или другие отходы, которые приходуются на материальных счетах с целью их использования в хозяйственной деятельности плательщика, на такие операции не начисляются налоговые обязательства.

Последствия, возникающие при ликвидации основных средств в налоговом учете по Налогу на прибыль:

146.16. У разі ліквідації основних засобів за рішенням платника податку або в разі якщо з незалежних від платника податку обставин основні засоби (їх частина) зруйновані, викрадені чи підлягають ліквідації, або платник податку змушений відмовитися від використання таких основних засобів внаслідок загрози чи неминучості їх заміни, руйнування або ліквідації, платник податку у звітному періоді, в якому виникають такі обставини, збільшує витрати на суму вартості, яка амортизується, за вирахуванням сум накопиченої амортизації окремого об'єкта основних засобів. 146.16. В случае ликвидации основных средств по решению плательщика налога или в случае если по независящим от плательщика налога обстоятельствам основные средства (их часть) разрушены, похищены или подлежат ликвидации, или плательщик налога вынужден отказаться от использования таких основных средств вследствие угрозы или неизбежности их замены, разрушения или ликвидации, плательщик налога в отчетном периоде, в котором возникают такие обстоятельства, увеличивает расходы на сумму стоимости, которая амортизируется, за вычетом сумм накопленной амортизации отдельного объекта основных средств.

Что делать с расходами, понесенными на ликвидацию основных средств:

144.2. Не підлягають амортизації та повністю відносяться до складу витрат за звітний період витрати платника податку на:

содержание основных средств, находящихся на консервации;
ликвидацию основных средств;

144.2. Не подлежат амортизации и полностью относятся в состав расходов за отчетный период расходы плательщика налога на:
содержание основных средств, находящихся на консервации;
ликвидацию основных средств;

Обратите внимание, что в приведенном выше примере стоимость запасных частей, полученных в результате ликвидации объекта основных средств, попала под налогообложение как прочий доход, и это правильно. Однако, стоимость этих запасных частей предприятие оценивает самостоятельно. Таким образом, определяйте справедливую стоимость полученных в результате ликвидации объекта ОФ активов "без лишнего фанатизма".


№ пп Д К Содержание операции 1 13 10 (11,12) На сумму начисленного износа
2 972 10 (11,12) На оставшуюся не списанной сумму (если объект недоамортизировался)
3 377 742 На сумму реализации объекта. Отражается доход, полученный в связи с реализацией
4 742 641 (если "второе событие", то 644)  На сумму НДС
Налоговые последствия продажи основных средств имеют особенности только в части Налога на прибыль


146.13. Сума перевищення доходів від продажу або іншого відчуження над балансовою вартістю окремих об'єктів основних засобів та нематеріальних активів включається до доходів платника податку, а сума перевищення балансової вартості над доходами від такого продажу або іншого відчуження включається до витрат платника податку.
Сума перевищення доходів від продажу або іншого відчуження над первісною вартістю придбання невиробничих основних засобів та витрат на ремонт, що здійснюються для підтримання об'єкта в робочому стані, включається до доходів платника податку, а сума перевищення первісної вартості над доходами від такого продажу або іншого відчуження включається до витрат платника податку.
Сума перевищення доходів від продажу або іншого відчуження безоплатно отриманих основних засобів або нематеріальних активів над вартістю таких основних засобів або нематеріальних активів, що була включена до складу доходів у зв'язку з отриманням, включається до доходів платника податку, а сума перевищення вартості, що була включена до складу доходів у зв'язку з безоплатним отриманням над доходами від такого продажу або іншого відчуження включається до витрат платника податку.
146.14. Дохід від продажу або іншого відчуження об'єкта основних засобів та нематеріальних активів для цілей застосування цієї статті визначається згідно з договором про продаж або інше відчуження об'єкта основних засобів та нематеріальних активів, але не нижче звичайної ціни такого об'єкта (активу). 146.13. Сумма превышения доходов от продажи или другого отчуждения над балансовой стоимостью отдельных объектов основных средств и нематериальных активов включается в доходы плательщика налога, а сумма превышения балансовой стоимости над доходами от такой продажи или другого отчуждения включается в расходы плательщика налога.
Сумма превышения доходов от продажи или другого отчуждения над первоначальной стоимостью приобретения непроизводственных основных средств и расходов на ремонт, которые осуществляются для поддержания объекта в рабочем состоянии, включается в доходы плательщика налога, а сумма превышения первоначальной стоимости над доходами от такой продажи или другого отчуждения включается в расходы плательщика налога.
Сумма превышения доходов от продажи или другого отчуждения безвозмездно полученных основных средств или нематериальных активов над стоимостью таких основных средств или нематериальных активов, которая была включена в состав доходов в связи с получением, включается в доходы плательщика налога, а сумма превышения стоимости, которая была включена в состав доходов в связи с безвозмездным получением над доходами от такой продажи или другого отчуждения включается в расходы плательщика налога.
146.14. Доход от продажи или другого отчуждения объекта основных средств и нематериальных активов для целей применения этой статьи определяется согласно договору о продаже или другом отчуждении объекта основных средств и нематериальных активов, но не ниже обычной цены такого объекта (актива).
Операции по продаже необоротных активов к операционной деятельности не относятся.

Источник: https://profmeter.com.ua/communication/learning/course/course2/lesson139/


Закрыть ... [X]

Образец заключения комиссии о списании основного средства Обручиться до свадьбы

Списание основных средств самостоятельно Списание основных средств самостоятельно Списание основных средств самостоятельно Списание основных средств самостоятельно Списание основных средств самостоятельно Списание основных средств самостоятельно