Цель: духовно- нравственное воспитание, развитие  творческих  способностей, психологическое раскрепощение детей  посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

1. Воспитание гуманных чувств детей:

  • формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости;
  • формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки;
  • развитие чувства самоуважения, собственного достоинства и стремления быть отзывчивыми к взрослым и детям, умения проявлять внимание к их душевному состоянию, радоваться успехам сверстников, стремиться прийти на помощь в трудную минуту.

 2. Воспитание коллективизма:

  • Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива;
  • закрепление культуры общения и поведения на занятиях, во время подготовки и проведения спектаклей;
  • развитие умения оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
  • поддержание желания детей активно участвовать в праздниках и развлечениях, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.
  • Актуальность:

«Те высокие        нравственные,     эстетические

и       интеллектуальные        чувства,     которые

характеризуют развитого взрослого   человека и

которые способны вдохновить его на большие

дела и  на   благородные      поступки, не   даны

ребенку  в готовом виде от рождения.

Они возникают  и развиваются  на  протяжении

детства под влиянием социальных условий жизни

 и воспитания».

               Александр Владимирович Запорожец.

 В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев, выражающаяся,  в недостаточном развитии представлений о духовных ценностях и определенном искажении нравственного состояния, эмоционально- волевой сферы и социальной незрелости детей и подростков и молодежи.    

  Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Задача развития духовно-нравственной сферы  на данном этапе решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Тем самым служат наглядным примером для подражания.

     Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой  ценностей, усвоение представлений о  которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками.

     Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.

    Театрализованная деятельность удивительный мир сказочного волшебства и перевоплощения, является важным фактором в художественно-эстетического развития ребенка, имеет активное влияние на развитие его эмоционально-волевой сферы.

     Приобщение к театру детей дошкольного возраста связано с подготовкой  и показом  инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного  и эстетического воспитания детей. Например, сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у  младших дошкольников умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.  Такие сказки как   «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Терешечка» учат слушаться родителей, старших. А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козел»), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

   Жанр  сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни.  Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.

    Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.

     Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может  способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных  ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ  и семьи. И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание  путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству.      

Срок

Тема

Содержание работы

Практический выход

В течении года

- изучение нормативных документов;

- чтение конкретных педагогических периодических изданий;

- чтение методической, педагогической и предметной литературы;

- обзор в интернете информации по образовательным областям;

- посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий  коллег;

- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;

- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;

- проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег;

- изучение и внедрение новых технологий;

- общение с коллегами  в детских садах, районе, городе и в Интернете и изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.

- создание собственного сайта и электронного портфолио;

- участие в конкурсах, проводимых в детском саду и сайтах интернета с детьм, также в  профессиональных конкурсах;

- работа с родителями;

- информация для родителей о театральной деятельности в детском саду

 (консультация, анкетирование, памятки)

- разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

- доклады, выступления;

- работа с детьми в театральном кружке;

- оформление театрального уголка;

- работа со студентами педагогического колледжа;

Сентябрь отношение к самообразованию учителей

2013 г.

Работа над темами:

-знакомство с театром;

-кто работает в театре;

-правила поведения в театре;

-с/р игра «Театр».

Изучение закона об образовании в новой редакции

Изучение нового СанПиН

Подбор и приобретение необходимого материала и оборудования для реализации проекта

Разработка Авторской программы «Правильное детство» по духовно- нравственному развитию дошкольников средствами театрально деятельности на первый год

Разработка рабочей программы для театрального кружка «Теремок» на первый год.

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игр и упражнений; сюжетных картин; составление библиографии.

Беседы, просмотр картинок и видео- роликов.

Знакомство с театральными профессиями. Знакомство с устройством театра изнутри.

Консультация для родителей по теме «Театр- наш друг и помощник»

(анкетирование, памятки).

Изготовление папки- передвижки

.

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально-положительного отношения к театру. Пополнение словарного запаса

Воспитание эмоционально-положительного отношения к театру и людям, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.

Октябрь

2013 г.

Работа над темами:

-варежковый театр;

-мимика;

-сила голоса;

-пальчиковый театр.

Артикуляционная гимнастика;

 упражнение угадай интонации;

скороговорки;

игра «Успокой куклу»;

игра «Теремок»;

отгадываем загадки

Артикуляционная гимнастика;

игра «Перебежки»;

пальчиковые игры;

игра «Веселый бубен», Игра «Эхо»

«Праздник со  Смешариками»

(игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Ожившие механизмы», игра «Найди и исправь ошибку»

Освоение навыков владения варежковым и пальчиковым театрами.

Развитие мимики;  

раскрепощение через игровую деятельность;

Развивитие силы голоса;

работа над активизацией мышц губ.

Ноябрь

2013 г.

Работа над темами:

-плоскостной пальчиковый шагающий театр;

-пантомима;

-сила голоса и речевое дыхание;

-конусный настольный  театр;

-мимика и жесты

Артикуляционная  гимнастика; игра «Вьюга»;

упражнения на развитие сенсомоторики;

этюд «Старый гриб»; пальчиковые игры

пальчиковые игры;

этюд «Цветочек»; игра «Гудок»;

скороговорки; этюд «Удивительно»

игра «Прекрасный цветок»;

игра «Дует ветер»;

пальчиковые игры;

игра «Медведь и елка»;

игра «Солнечный зайчик»;

этюд «Это я! Это мое!»

игра «Волк и семеро козлят»;

игра «Одуванчик»;

этюд «Великаны и гномы»;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Радуга»;

этюд «Медведь в лесу»

Освоение навыков владения шагающим пальчиковым театром театром (инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

Освоение навыков владения конусным настольным театром (инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»).

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения;

развитие сценической раскрепощённости;

развитие силы голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ

Развитие воображения;

обучение с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние.

Декабрь

2013г.

Работа над темами:

-теневой театр

-куклы

 би-ба-бо;

-слух и чувство ритма.

Артикуляционная гимнастика;

игра «Лиса и волк»;

игра «Ловим комариков»;

игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры;

отгадываем загадки;

этюд «Колокола»;

игры- диалоги;

игра «Чудесные превращения»

Освоение навыков владения теневым театром (инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси- Лебеди»). Освоение навыков владения  театром би-ба-бо (инсценировка сказки «Волк и лиса»).

Развитие мелкой моторики рук в сочетании с речью.

Развитие слуха и чувства ритма у детей.

Конкурс рисунков «В театре» (организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса)

Январь

2013 г.

Работа над темами:

-театральные игры;

- куклы-говорунчики

- штоковый театр;

-сценическая пластика

Артикуляционная гимнастика;

игра «Что изменилось?»;

игра «Поймай хлопок»;

игра «Я положил в мешок..»;

игра «Тень»; этюд «Гадкий утенок»

игра «Внимательные звери»;

игра «Веселые обезъянки»;

игра «Угадай что я делаю»;

игра- викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»;

сочиняем сказку сами;

игра «Не ошибись»;

игра «Если гости постучали»;

пальчиковые игры «Бельчата»;

Развитие игрового поведения, готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.

Освоение навыков владения куклами- говорунчиками и штоковым театром. Повторение с детьми основных ПДД

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Развитие умения передавать через движения тела характер животных.

Февраль

2013 г.

Работа над темами:

-расслабление мышц;

- театр из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажи из мультфильмов);

-магнитный театр;

-театр кукол-оригами;

-чувства и эмоции.

Артикуляционная гимнастика;

этюд на расслабление мышц «Штанга»;

игра «Волк и овцы»;

скороговорки; пальчиковые игры;

изготовление кукол-оригами для театра;

упражнения на тренировку памяти;

игра «Заря»;

этюд «Отряхнем руки»;

пальчиковые игры

этюд «любимая игрушка»;

игра «Старый сом»;

упражнения на развитие сенсорной моторики;

игра «Кошка и скворушки»;

игра «Почта»;

этюд «Кривое зеркало».

Развитие умений владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности (инсценировка сказки «Репка», «Три поросёнка», «Кот и пес»)

Дать детям возможность ощутить себя «творцами» кукол.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

(семейное видео или фото о том как это делалось)

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителей конкурса.

Знакомство с миром чувств и эмоций;

развитие умений передавать чувства и эмоции.

Март

2013 г.

Работа над темами:

-театром масок;

-театр на фланели;

-инсценировка шуток-малюток;

-культура и техника речи.

Сочиняем сказку сами;

артикуляционная гимнастика;

игра «Птицелов»;

пальчиковые игры;

 игра «Считай до пяти»;

игра «Больной зуб»;

игра «Укачиваем куклу»;

игра «Игра со свечой»;

игра «Самолет»;

игра Мяч эмоций»;

Освоение навыков владения театром масок (инсценировки сказок «Мужик и Медведь»,

«Волк и Семеро козлят»,

«Курочка Ряба»)

Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.

Формирование правильного четкого произношения (дыхание, артикуляция, дикция); развитие воображения; расширение словарного запаса.

Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка» (анкетирование, памятки).

Апрель

2013 г.

Подготовка к инсценировке сказки «Красная шапочка на новый лад»

Артикуляционная гимнастика;

разучивание ролей с детьми;

изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно - речевой сферы у детей через театральную деятельность

Май

2013 г.

Театрализованное представление.

Экскурсия в кукольный театр.

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности;

раскрытие творческих способностей детей.

Показ спектакля родителям.

Увидеть своими глазами что такое театр, как он устроен и как  работают артисты.

По возможности заглянуть за кулисы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида  № 1 «Семицветик» г.Тамбов

План работы по самообразованию

на 2013-2014 гг.

«Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами театральной деятельности»

                                                                                                                                                      Воспитатель: Корчагина Л.Е.

                                                                                                 г.Тамбов, 2013 год

Литература:

  1. Г.В.Лаптева «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  2. И.А. Лыкова «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.
  3. И.А.Лыкова «Театр на пальчиках» М.2012г.
  4. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  5. О.Г.Ярыгина «Мастерская сказок» М.:2010г.
  6. А.Н.Чусовская «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.
  7. Л.Е.Кыласова «Родительские собрания» Волгоград: 2010г.
  8. И.Г.Сухин «800 загадок, 100 кроссвордов». М.1997г.
  9.  Е.В.Лаптева «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  10. А.Г.Совушкина «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).
  11. Артемова Л. В. «Театрализованные игры дошкольников» М.:1983г.
  12. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  13. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  14. Е.В.Мигунова «театральная педагогика в детском саду». Методические рекомендации.М.:2009г.
  15. Г.П.Шалаева «Большая книга правил поведения» М.:2007г.
  16. А.Г.Распопов «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  17. Мигунова Е.В. М 57       Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб.-метод. пособие; Вели- кий Новгород, 2006..
  18. Н.Б.Улашенко «Организация театральной деятельности. Старшая группа» Издательско-торговый дом г.Волгоград 2009г.
  19. О.И.Лазаренко «Артикуляционно- пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/01/08/plan-samoobrazovaniya-vospitatelya-po-teme-dukhovno-nravstvennoe



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

САМООБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ Велосипед с мотором как сделать самому

Отношение к самообразованию учителей Отношение к самообразованию учителей Отношение к самообразованию учителей Отношение к самообразованию учителей Отношение к самообразованию учителей Отношение к самообразованию учителей Отношение к самообразованию учителей