Актуальность

Нестабильные социально — экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организации здравоохранения число тревожных людей в 90-е годы составляло 15% от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в 5 раз. При этом изменяется и уровень тревожности.

В современное время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности. Они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы. Но почему ребенок становиться тревожным?

Важная роль в формировании тревожности и страхов принадлежит, как ни странно, самым близким людям – родителям. Первые проявления тревожности, замечаются у ребенка уже в раннем возрасте, когда любимая мама оставляет его на пороге ясель с чужими тетями и детьми и уходит, кажется, безвозвратно. Ребенок плохо социализирован и не готов к тому, что не только он может быть центром вселенной. Сосание пальца – одно из самых распространенных у детей раннего и дошкольного возраста навязчивых (возникающих вопреки воле и желанию) действий. Часто оно носит компенсаторный характер, снимая ощущение тревоги. Этот пример свидетельствует о нехватки у детей родительского внимания, эмоционального контакта с матерью.

А сколько проблем возникает в семьях, где случаются ссоры, как самих родителей, так и с детьми? Исследования психологов показывают, что в 80—85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15—20% фиксируют наличие «ссор» по различным арт терапия для коррекции эмоциональной сфере поводам [В. Поликарпов, И, Залыгина]. Это - кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи [В. Торохтий]. Но родители таких семей часто недооценивают эмоциональную чувствительность детей, а главное, не задумываются о последствиях. Душевная травма ребенка может привести к невротическим расстройствам: ночному энурезу, тикам, страхам, заиканию, расстройствам внимания и т.д. Все свои силы ребенок тратит на переживание стрессовой ситуации. Более того, ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, чувству неприязни к родителям, которое может переноситься на других людей и стать устойчивой характеристикой поведения ребенка.

Реакция на психотравмирующие обстоятельства: негативный опыт, переживания, психологические травмы, из-за родительского воспитания формируют выученную беспомощность ребенка, которая закрепляется к 8 годам и является стабильной на всю оставшуюся жизнь («Теория выученной беспомощности» Мартина Селигмана).  

Информация из СМИ сообщает нам ужасающие факты о гибели подростков после ссоры с родителями (Москва, 09.02.12), когда подросток выбросился из окна собственной квартиры, после ссоры с родителями. В каком состоянии находился ребенок и по какой причине он дошел до такого состояния? Вопрос к родителям.

В детском саду, воспитатели часто жалуются, что ребенок непослушен, агрессивен, беспокойно спит, часто плачет и с ним невозможно договориться. Специалист педагог – психолог берет такого ребенка (одновременно с родителями) под свою «опеку» в дошкольном учреждении.

По данным ГДБОУ детского сада №6 комбинированного вида Колпинского района

Санкт – Петербурга от сентября месяца 2011 года, в результате проведения комплекса диагностических методик, анкетирования родителей и педагогов, были получены следующие результаты.

Из пяти групп (средняя, старшая, подготовительная, с 4 до 7 лет) – 60% детей (44 воспитанника) имеют высокий уровень тревожности, неприятие к окружающим (в том числе и родителям), неуверенность, низкую самооценку, невротизации). Такие полученные данные не могут не волновать администрацию дошкольного учреждения, педагогов и психолога. Да и о каком благоприятном психологическом развитии может идти речь у таких детей, когда они чувствуют себя незащищенными?

Пройдя все этапы, начиная с диагностики и получив обратную связь от ребенка, блеск в глазах и благодарность родителей воспитанника (с которым так же работал психолог в области развития коммуникации, повышения уровня психологической культуры и многое другое), понимаешь, что работа по психопрофилактике и регуляции детской тревожности не только необходима, но и обязательна в каждом дошкольном и школьном образовательном учреждении.

Адресат

Программа коррекции негативных эмоциональных состояний «Колыбель детской души» рассчитана на детей дошкольного возраста 4 -7 лет с повышенным уровнем тревожности, наличием страхов, неприятия к окружающим, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, а так же ориентирована на родителей воспитанников, педагогов дошкольного учреждения.

1. Концептуальные компоненты структуры.

1.1. Целевое назначение программы.

Цель программы – создание условий для преодоления страхов и тревожности у дошкольников 4 – 7 лет.

Задачи программы:

1. Снизить уровень эмоционально-отрицательных переживаний.

2. Развить навыки социального поведения.

3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Сформировать позитивное отношение к своему Я.

1.2. Программа базируется:

На принципах и теории Монтессори - создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка.

1. Принцип целенаправленной деятельности.

2. Принцип сензитивности (способность обучаться через окружающую среду).

3. Принцип индивидуальности (уважать право ребенка быть не похожими на других)  

4. Подход к ребенку как к единому целому (помочь полностью раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах).

1.3. Ожидаемые результаты.

У детей:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Уменьшение количества детских страхов.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Повышение представлений о собственной ценности (самооценке).

5. Развитие уверенности в собственных силах, способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

6. Раскрытие своих способностей.

7. Формирование социальной адаптации и стрессоустойчивости в современных быстроменяющихся условиях.

У родителей и педагогов:

1. Повышение уровня психологической культуры.

2. Осознание понятия тревожность и ее причины.

3. Понимание особенностей поведения тревожных детей.

2. Содержательные компоненты структуры.

2.1. Содержательная характеристика курса.

В программе выделено 4 блока : «Диагностический»

                                                       «Повышение самооценки»

                                                       «Умение управлять собой»

                                                       «Снятие мышечного напряжения»

Программа состоит из 12 занятий для детей (1 занятие – психодиагностика), рассчитана на 3 месяца(13 часов).

Тематического планирования работы с родителями (9 ч.).

Тематического планирования работы с педагогами (5 ч.).

Всего: 27 ч.

Занятия по Программе «Колыбель детской души», рекомендуется проводить с октября – декабрь.

В сентябре – диагностический блок.

Продолжительность занятий 30 - 35 минут, в форме мини – тренингов.

Периодичность занятий один раз в неделю.

После завершения курса программы, при необходимости можно повторять курс заново (январь – март).

Структура игрового занятия:

  • Ритуал приветствия – 1 минута.
  • Разминка - 2 минуты.
  • Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
  • Подведение итогов- 6 минут.
  • Ритуал прощания – 1 минута.

2.2. Диагностика

Дети

Диагностика выявления уровня тревожности и адаптивного психоэмоционального состояния: методика «Кактус» М.Панфилова.

Назначение методики: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Возраст: дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.

Оборудование, стимульный материал: бумага (формат А4), карандаш простой, цветные.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Процедура исследования: после того, как психолог видит, что его инструкция понята, ребенок начинает работу.

Беседа:

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Регистрируемые показатели: рисунок, ответы в течении беседы.

Интерпретация результатов:

Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

  • Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
  • Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
  • Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
  • Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм: использование ярких цветов.
  • Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
  • Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
  • Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
  • Интровертированность: изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
  • Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.

Родители, педагоги

Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

Назначение методики: оценка уровня детской тревожности родителями, педагогами с 4-7 лет

Оборудование, стимульный материал: бланк с вопросами (20).

Инструкция: «Пожалуйста, ответьте на перечисленные вопросы. При наличии у Вашего ребенка данных симптомов, поставьте плюс в соответствующей графе напротив высказывания.»

Процедура исследования: после того, как психолог видит, что его инструкция понята, родитель (педагог) начинает работу.

Регистрируемые показатели: количество баллов для выявления детской тревожности.

Интерпретация результатов: сумма баллов для выявления общего балла тревожности ребенка: высокая (15-20), средняя (7 – 14), низкая (1-6)

2.3. Характеристика целесообразности построения курса.

Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому, Программа построена на основе игровых упражнений, предназначенных обеспечить психологический комфорт для ребенка и возможность коррекции эмоционального состояния личностных качеств.

При организации коррекционной работы необходимо создать условия для возникновения доверия воспитанника к педагогу, посредством чего развивается мотивация к данному виду деятельности ребенка.

Занятия Программы имеют общую гибкую структуру, основанную на возрастных особенностях детей дошкольного возраста и наполнены различным содержанием.

Каждое занятие состоит из нескольких частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная: - настрой детей на совместную работу;

                 - установка эмоционального контакта группы детей;

                 - слушание музыки природы (с видеорядом), обсуждение.

Основная: - игры и упражнения на развитие навыка общения;

                   - упражнения на развитие психических процессов

                   - психогимнастика;

                   - дыхательная гимнастика;

                   - просмотр видеорядов (эмоции)

                   - рисование, аппликация;

                   - игры с песком

Заключительная: - закрепление положительного эмоционального настроя;

                             - вербализация деятельности на занятии

                             - релаксация

                             - ритуал прощания

Программа разработана для детей дошкольного возраста, поэтому ее структура представлена таким образом, что все участники сохраняют интерес и работоспособность на протяжении всего занятия. Занятия наполнены элементами, способствующими саморегуляции детей:

  • Перекрестные движения (работа мозга)
  • Упражнения на мышечную релаксацию (уменьшает напряжение, возбуждение)
  • Дыхательная гимнастика (успокаивает нервную систему, позволяет сконцентрироваться)
  • Прослушивание музыки «природы»

Методы и техники, используемые в программе

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов. 
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.

Песочная терапия.  Снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, формирование положительного эмоционального фона, снижение уровня агрессии, развитие моторики.

2.4. Учебно – тематическое планирование (дети)

 

п/п

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1

Выявление уровня психо – эмоционального состояния (графическая методика «Кактус» М.Панфилова.)

0

1

1

2

«Давайте познакомимся!»

0

1

1

3

«Теплые ладошки»

0

1

1

4

«А вот и Я!»

0

1

1

5

«Как прекрасен этот мир!»

0

1

1

6

«Мое настроение»

0

1

1

7

«Вот они какие, наши страхи»

0

1

1

8

«Я - смелый»

0

1

1

9

«Сказочное путешествие»

0

1

1

10

«Волшебные кляксы»

0

1

1

11

«Шкатулка»

0

1

1

12

«Загадочные звуки»

0

1

1

13

«Сказочники»

0

1

1

 

Всего:

0

13

13

 

- продолжительность 1 академического часа в зависимости от возраста детей.

Учебно – тематическое планирование (родители)

п/п

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1

Выявление уровня психо – эмоционального состояния ребенка (Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко).

0

1

1

2

Родительское собрание: «Способы коррекции страхов и тревожности методом «Игры с песком».

1

0

1

3

Советы психолога в уголок родителей: «Дети учатся у жизни»

1

0

1

4

Анкетирование: «Стили родительского воспитания», С.Степанова.

0

1

1

5

Консультация для родителей по теме: «Тревожный ребенок».

1

0

1

6

Рекомендации родителям «Шесть рецептов избавления от гнева», «Как прожить хотя бы один день без нервотрепки?».

1

0

1

7

Анкетирование: «Педагогическая культура родителей», «Участие родителей в воспитательном процессе».

0

1

1

8

Консультация для родителей по теме: «Детские страхи».

1

0

1

9

Информационные листы по теме: «Что делать, если ребенок впадает в истерику?»

1

0

1

 

Всего:

6

3

9

 

Учебно – тематическое планирование (педагоги)

 

п/п

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

1

Выявление уровня психо – эмоционального состояния воспитанников. Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

0

1

1

2

Индивидуальная работа: «Снятие тревожности и профилактика эмоционального состояния», игра «Как я справляюсь со своей тревогой», Г.Б.Монина,Е.К. Лютова.

0

1

1

3

Анкетирование: «Изучение организации общения педагогов с родителями воспитанников».

0

1

1

4

Консультация: «Особенности взаимодействия с тревожными детьми».

1

0

1

5

Методическая разработка в помощь педагогам: «Детские коллективные игры для коррекции страхов и тревожности».

1

0

1

 

Всего:

2

3

5

 

2.5.Содержание программы.

В содержание программы включена работа по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

 

Месяц

 

Категория

 

Содержание работы

Сентябрь

дети

 

Диагностика выявления уровня тревожности и адаптивного психоэмоционального состояния: методика «Кактус» М.Панфилова. Наблюдение, беседа с педагогами.

 

родители

 

Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

Выступление на родительском собрании: «Способы коррекции страхов, тревожности, агрессии методом «Игры с песком».

 

педагоги

 

Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

Индивидуальные беседы с педагогами о тревожных детях в группе.

октябрь

дети

Занятие 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Разминка: Упражнение «Росточек под солнцем»

Упражнение «Доброе утро...»

Упражнение «Что я люблю?»

Упражнение «Качели»

Упражнение «Угадай по голосу»

Упражнение «Лягушки на болоте»

Арт-терапия «Мои страхи»

Занятие 2 «Теплые ладошки»

Цель: Создание доверительной обстановки. Развитие навыков взаимодействия с взрослыми и детьми; развитие мелкой моторики, выразительности движений, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Игра «Ток»

Пальчиковая игра «Раз, два, три»

Релаксация «Тёплые ладошки»

Упражнение «Массаж»

Упражнения в песочнице «обведи ладошки»

Занятие 3 «А вот и Я!»

Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Упражнение «Угадай по голосу»

Игра «Моё имя»

Игра «Разведчики»

Упражнение «Доверяющее падение»

Психогимнастика «Смелый заяц»

Арт-терапия: «Смелость»

Занятие 4 «Как прекрасен этот мир!»

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, желания участвовать в совместных играх. Развитие выразительности движений, мелкой моторики рук; логического мышления, воображение. Снижение тревоги, повышение уверенности, самооценки. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Игровое упражнение «Подари улыбку другу»

Чтение стихотворения.

Игра-имитация «Найди свой цветок».

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Упражнения в песочнице «занимательные линии»

родители

Информирование родителей о коррекционной работе с детьми.

Советы психолога в уголок родителей: «Дети учатся у жизни»

Анкетирование: «Стили родительского воспитания», С.Степанова.

педагоги

Информирование педагогов о коррекционной работе с детьми.

Индивидуальная работа: «Снятие тревожности и профилактика эмоционального состояния», игра «Как я справляюсь со своей тревогой», Г.Б.Монина,Е.К. Лютова.

ноябрь

дети

Занятие 1: «Мое настроение»

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Упражнение "Росточек под солнцем"

Игра «Ток»

Игра «На что похоже моё настроение?»

Упражнение «Ласковый мелок»

Упражнение «Сказка о страхе»

Арт – терапия: «Мне хорошо!»

Занятие 2: «Вот они какие, наши страхи»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Упражнение «Ласковый мелок»

Упражнение «Расскажи свой страх»

Упражнение «Превращаемся в страшных»

Упражнения в песочнице «туннель»

 

Занятие 3: «Я - смелый»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Упражнение «Ток»

Упражнение «Превращаемся в страшных»

Упражнение «Смелые ребята»

Упражнение «Азбука страхов»

Упражнение «Страшная сказка по кругу»

Упражнение «Прогони Бабу-Ягу»

Упражнение «Я тебя не боюсь»

Арт – терапия: «Я уверен!».

Занятие 4: «Сказочное путешествие»

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Упражнение «Ток»

Упражнение «Я тебя не боюсь»

Упражнение «За что меня любят близкие»

Игра «Тропинка»

Упражнения в песочнице «найди игрушку»

 

родители

Консультация для родителей по теме: «Тревожный ребенок».

Рекомендации родителям «Шесть рецептов избавления от гнева», «Как прожить хотя бы один день без нервотрепки?».

Анкетирование: «Педагогическая культура родителей», «Участие родителей в воспитательном процессе».

педагоги

Анкетирование: «Изучение организации общения педагогов с родителями воспитанников».

Консультация: «Особенности взаимодействия с тревожными детьми»

декабрь

дети

Занятие 1: «Волшебные кляксы»

Цель: Создание ситуации успеха. Развитие творческого воображения, выразительности и общей координации движений. Улучшение взаимодействия друг с другом. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Упражнение «Ток»

Игра-имитация «Лужа»

Психогимнастическое упражнение «Винт».

Арт – терапия: «Превращения кляксы»

Занятие 2: «Шкатулка»

Цель: Формирование положительной «Я-концепции, самопринятия, уверенности в себе, снижение тревожности, выявление положительных черт личности».

Упражнение «Росточек под солнцем»

Упражнение «Потерялся!»

Игра «Недотроги»

Упражнение «Конкурс боючек»

Упражнения в песочнице «Чуткие ладошки»

Занятие 3: «Загадочные звуки»

Цель: снижение психомышечного напряжения, закрепление адекватных форм проявления эмоций, развитие социального доверия.

Игра: «ТОК»

Упражнение «Росточек под солнцем»

Упражнение «Конкурс уверенности»

Психологический этюд «Момент отчаяния»

Упражнение «Волшебный сон»

Арт- терапия: «Книга выдуманных страхов»

Занятие 4: «Сказочники»

Цель: Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, снижение чувства тревоги. Воспитание способность к согласованному взаимодействию, развитие коммуникативных навыков. Развитие выразительности движений, умение изображать героев сказки с помощью мимики, жестов, пантомимики. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Игра «Пожелания»

Разыгрывание русских народных сказок «Курочка Ряба», «Репка»

Игра «Змейка»

Чтение стихотворений А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный»

Подвижная игра «Баба Яга»

Игра-имитация «Сердитая Баба Яга»

Психогимнастика «Подари улыбку»

Упражнения в песочнице «песочная картина»

Релаксационное упражнение «Глубокое дыхание».

 

родители

Консультация для родителей по теме: «Детские страхи».

Информационные листы по теме: «Что делать, если ребенок впадает в истерику?»

педагоги

Методическая разработка в помощь педагогам: «Детские коллективные игры для коррекции страхов и тревожности».

 

3. Организационно – педагогические условия.

Требования к квалификации педагога, реализующего Программу.

  • Психологическое образование
  • Знание психологических особенностей детей дошкольного возраста
  • Методы и приемы работы с дошкольниками
  • Педагогу свойственна: эмоциональная открытость, искренность, артистичность, способность к импровизации
  • Владение навыками саморегуляции и релаксации
  • Основы работы с персональным компьютером, мультимедийным оборудованием
  • Владение способами установления контактов с воспитанниками, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе.

4. Список литературы:

  1. Е.В.Загорная «Настольная книга детского психолога», Издательство «Наука и техника», 2010г.,291с.
  2. Т.Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т.М.Грабенко «Практикум по песочной терапии», «РЕЧЬ», С-Пб., 2002г., с.-218.
  3. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», «Давайте жить дружно!» практическое пособие, 2-ое издание, стереотипное, М.»ГЕНЕЗИС» 2000г.200с.
  4. Татарникова Л.Г. «Российская школа здоровья и индивидуального развития детей», С-Пб АППО, пособие 3-е издание, С-Пб, 2004г., с.- 190.
  5. Панфилова М.А. «Игротерапия общения» (тесты и коррекционные игры), Москва, 2008 г., - 155 с.

4.1. Рекомендуемая литература для родителей:

  1. Баркан А.И. Практическая психология для родителей. - М.: АСТ - ПРЕСС, 2001.-432 с
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с
  3. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей.-М., 1986.
  4. Ковалёв С.В. Психология современной семьи.-М., 1988.
  5. Монина Г., Лютова Е. «Проблемы маленького ребенка», издательство «РЕЧЬ», С-Пб., 2003 г., 180 – с.
  6. Яковлева Н. «Психологическая помощь дошкольнику», издательство «Валери CGL@? 2001 г., 108 – с.
  7. Мирилова Т.Л. «Эмоциональное развитие ребенка», «Корифей»Волгоград, 2010 г., 98 – с.
  8. Метенова Н.М. «Родителям о детях», издательство «Индиго», Ярославль 2009 г., 48 – с.

4.2. Рекомендуемая литература для педагогов:

  1. Е.А.Алябьева «Психогимнастика в детском саду», методические материалы в помощь психологам и педагогам, М., Творческий центр СФЕРА, 2003 г.,88 – с.
  2. Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв. Центр, 2002. - 64 с
  3. Изард К.Э. Эмоции человека- СПб.: Изд-во "Питер", 2000. -464 с
  4. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14.
  5. Михеева Е.В. «Развитие эмоционально – двигательной сферы детей 4 – 7 лет», издательство «УЧИТЕЛЬ», Волгоград, 2011 г., 155 – с.
  6. Монакова Н.И.,«Развитие эмоциональной сферы дошкольников» «РЕЧЬ», С-Пб., 2008г., 128 – с.

 

Нравится2 Плохо0


Источник: https://dohcolonoc.ru/cons/1928-programma-korrektsii-negativnykh-emotsionalnykh-sostoyanij-kolybel-detskoj-dushi.html



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Методы психологической коррекции эмоциональных нарушений Как сделать суши дома с филадельфией

Арт терапия для коррекции эмоциональной сфере Арт терапия для коррекции эмоциональной сфере Арт терапия для коррекции эмоциональной сфере Арт терапия для коррекции эмоциональной сфере Арт терапия для коррекции эмоциональной сфере Арт терапия для коррекции эмоциональной сфере Арт терапия для коррекции эмоциональной сфере Арт терапия для коррекции эмоциональной сфере